Главная   Форум 
 Игры   Софт   Музыка   Видео приколы   Фото приколы   Новости   CD диски   Хостинг  Информер 
Навигация
Партнеры




Убедитесь, что Вы присоединили бедро к голени!

 

Не так давно, но задолго до того, как некоторые личности стали назвать себя градостроителями и архитекторами, люди просто добавляли новые комнаты к своим домам и новые дома к своим улицам, где бы и когда бы им этого не захотелось. Всё было прекрасно и беззаботно, пока это было только началом.

Доисторические обитатели жили в пещерах. Изначально, как правило, была одна единственная «комнаты», где онм жили вместе со своим супругом. Время шло; орудуя день и ночь дубиной по каждому мимо-проходящему динозавру они, развивая свои мозги, процветали.

Вскоре они стали расширять своё жильё — обычно для того, что бы обеспечить им свою быстро растущую семью. Кабельное телевидение было ещё только зарождалось, а отклик на субботние игры с мячем был ужасен, что поощряло рост семьи в, порой, устрашающих темпах.

Потомки росли. Семьи и их родители продолжали развивать базовый фундамент. Молодые требовали собственные ванные, игровые комнаты, места для танцев. Комнаты расширялись налево и направо совершенно беспорядочно и непродуманно.

Жизнь шла себе потихоньку, в основном мирно, прежним путем, пока вдруг их гости и сами они не стали замечать, что им нужен домашний гид с радаром, что б водить их по тем лабиринтам, в которые превратились их жилища.

К тому времени дела уже стали менее чем удовлетворительными. Проход в любую комнату был сложным и всегда запутанным. И тогда, наконец-то, настал рассвет; появились планировщики городов и архитекторы.

Дела улучшились буквально за одну ночь. Нет, они не просто выстроили всё в ряд, их гонорары строго ограничивали количество комнат, которые могла позволить себе даже самая финансово-удачливая семья.

Где-то на этом этапе эволюции синдром расширения пещер въелся в ДНК. Виртуально такой же процесс происходит и с веб-сайтами.

Большинство обитателей Сети начинают просто с «домашней» страницы. Они ещё немного подучиваются и разрабатывают собственный стиль. Развитие продолжается, рост идет и идет. Гостевые книги и информационные странички собираются прямо на месте и никогда не знаешь, что тут окажется в следующий раз. Ой! Пора уделить время перепланированию сайта.

Хорошо, говорит любой, в этот раз я распланирую и сделаю всё правильно. Знакомые мысли, правда? Ну, перед тем как начать, если оно вам, конечно, нужно, вот небольшое напутствие. Для того что б успешно сделать перепланировку вам нужно иметь довольно уверенную точку зрения насчет общей структуры сайта ещё до того, как вы начнете писать первый открывающий тэг <html>.

Итак, какие же основные типы структуры сайта? Какие достоинства и недостатки у каждого из них? Мы уже сделали для себя выводы, что ни пещерный вариант, ни овощное рагу не подойдут окончательно, но какую структуру применить лучше всего?

Простая линейная o-o-o-o-o-o


Примитивная линейная организация страниц сайта предполагает равномерное продвижение по всей информации. Страница А читается до страницы Б, а потом В… и так по-порядку до Я, или сколько их там…

Незачем отклоняться от последовательности — это как чтение очередного карманного романа. Это методика презентаций типа слайд-шоу, хорошая для последовательного представления информации; идеальна для презентации товара или учебного пособия.

В связи с простотой этой структуры легко добавить визуальные элементы для того, что б пользователь знал, где он сейчас находится: это может быть строка с номерами страниц, где текущая подсвечена. Очень полезно знать, сколько страниц всего, сколько уже прочитано и сколько ещё «листать». Читателей удовлетворяет такая информация.

Большой минус этой структуры — то, что посетитель может попасть в середину такого повествования, скажем, с поисковой машины. Не забывайте предусмотреть возможность перехода к началу текста с каждой страницы.

Линейная с альтернативами                      o-o  o-o
                                                             o-o-o-| |-o-| |-o-o
                                                                     o-o  o-o

Просто и эффектно, так как оно на самом деле и есть. Строгая структура теперь даёт пользователям возможность проявить инициативу, сделать выбор, хоть он и строго ограничен.

Линейная структура с альтернативами может быть лучше потому что она подразумевает интерактивность, позволяя переход от одной страницы к другой разными путями. Но она так же ведет пользователя по предопределенному пути к заранее заданному финишу. Она идеальна для опросов или сайтов, собирающих информацию. Правильный или неправильный вопрос в любом случае выведет пользователя на прежнюю дорогу к следующему вопросу.

Синдром перехода на промежуточную страницу из вне тут так же действует, так что не забывайте то, о чем говорилось выше.

Линейная с вариантами                ----- -----
                                                            |       | |     |
                                                 o-o-o-o-o-o-o-o-o-o-o

Приемлима, когда основной путь хоть и определен, незначительные варианты так же должны быть возможными, как, например, «перепрыгивание» через определенные страницы. Примером может послужить медицинский опрос, где спрашивается «вы курите?». Если ответ «нет», то дочерний вопрос «сколько дней вы можете вытерпеть без курения?» можно пропустить.

Тщательно продуманная структура страниц и ссылок создаст хоть и контролируемые, но максимально удобные последовательности страниц в зависимости от ответов, предпочтений или выборов пользователя.

                                                             o               o
Линейная с ответвлениями           |                 |
                                                      o-o-o-o-o-o-o-o-o-o-o-o
                                                                 |       |
                                                                o      o
                                                                 |       |
                                                                o      o

Это ещё одна контролируемая структура. Но в ней появляется значительная свобода выбора, если разрешить окунаться в подробности определенных страниц, когда пользователь хочет их изучить. А если он уже знаком с ними или не желает читать азы, он пр-прежнему следует по прямому пути читая только основные моменты.

На какую ссылку он бы не нажал, путь до сих пор контролируемый — он всё равно возвращаются на основную тропу к единому завершению.

У этой структуры много преимуществ в том случае, когда контроль всё же нужен, но широкая сеть с подробностями так же должна быть предусмотрена. Посторонние ветви — это как сноски или дополнительные колонки в печатных изданиях. Вместо того, что б отвлекать читателя от основной линии, дополнительная информация лишь прибавляет читательский опыт.

                                              o-o-o-o-o-o
Решетчатая структура          |   |   |    |   |   |
                                           o-o-o-o-o-o-o-o-o
                                                  |    |   |   |  |  |
                                                  o-o-o-o-o-o

Каталоги или любая другая информация, которую можно представить в развернутом виде хорошо впишется в решетчатую структуру. Обратить внимание стОит на четкое определение как горизонтальных, так и вертикальных путей, что б пользователь не «потерялся» в информации, как в лабиринте. Четкие ссылки на логические начало и окончание должны быть на всех страницах.

                                                   o
                                                  / \
                                                 o o
Плоские деревья                  / \   \
                                               o o o
                                                    / \
                                                   o o

Структура иерархического дерева почти всегда присуща только-что начавшим развиваться сайтам. Одна или несколько ссылок углубляет пользователя в подробности  при росте сайта. Если двоичный выбор (только с двумя вариантами) интенсивно используется, навигация может быстро превратиться в сущий ад.

                                                             o
                                                              |
                                                 -------------------
                                                  |    |   |   |   |    |      |
Широкие деревья                 o   o o  o  o  o    o
                                                  |           |              |
                                              -------   ----    ----------
                                              |     |    |  |     |     |   |   |     |
                                             o    o   o o   o   o o  o   o

В конце концов мы пришли к структуре, внедренной на большинстве многостраничных сайтов. Она создана с множеством плюсов, но так же наполнена большей опасностью быть непродуманной.

Главный её недостаток — то, что она быстро расширяется до тех пор, пока не становится слишком много вариантов выбора. У страниц может быть очень много продолжений. Широкие деревья способствуют достижению заветной цели — получение нужной информации двумя щелчками мыши от «домашней» страницы.

Но время, проведенное в поисках нужной информацию среди множества вариантов выбора положительно отражается лишь на счетчике сайта. Что б избежать этого пользователям нужно предоставить четкие пути по категориям. Выбор оптимального соотношения между «шириной» и «глубиной» структуры — это ключ к успеху.

Не попробуешь — не узнаешь

Структура сайта важна. Но, к сожалению, она редко достаточно обдумана. Она вносит огромный вклад в опыт пользователя вашего сайта — и положительный и отрицательный.

Проблема в том, что вы, как вебмастер, скорее всего, наихудший человек для того, что б определять оптимальную структуру сайта интуитивно. Это ваш сайт, вы знаете его как свои пять плаьцев. Вы строите его вдохновленно, один за другим складывая кирпичики любящими руками. Но точка зрения посетителя зачастую не совпадает с вашей. Возможно, единственное, в чем можно быть уверенным, так это в том, что он не понимает, каким образом он перемещается по сайту. А именно им это нужно.

Посмотрите на свой сайт. Набросайте его структуру, используя такие же о-о-о-о. Каждой странице соответствует один «о». Каждой ссылке — «-». Не пропускайте ни одной ссылки, ни одной страницы. Это важно.

Ок — сейчас вы видите визуальную карту структуры вашего сайта. Она выглядит упорядоченной? Она соответствует целям вашего сайта? Или там настолько много ссылок, что она выглядит как завтрак итальянской собаки из спагети? Если да — продолжайте избавляться от лишних ссылок до тех пор, пока не получится хорошая логичная картинка.

Если можете, распечатайте все страницы, и разложите их на полу. Перемещайте их, пока не получите необходимую организация. На секунду забудьте о ссылках, вы можете позаботиться о них позже, когда выстроете страницы в ровные линии.

То что мы пытались тут делать, как говорится в песне, это присоединить бедро именно к голени. А не пришить к нему ухо, что введет людей, которые прийдут на ваш сайт, в замешательство.

Если вы для себя нарисуете карту сайта типа о-о-о-о, вы вскоре смекнете, какой должна быть структура вашего сайта, и гора упадет с ваших плеч. Перемещайте пункты до тех пор пока не получите простую схему, построенную аккуратно и логично.

Вы можете представить себе, что б ваша недвижимость — дом или офис — были сконструированы так, что люди не могли найти дорогу к остальному пространству в спешке? Делайте проще и удобнее для посетителей. Они отблагодарят вас своими последующими возвращениями.


Перевод выполнен Андреем Переводчиком на основе права эсклюзивного использования статьи Александром Климовым. Перепечатка в любой форме запрещена.


Peter de Pradines is owner and webmaster of the HiperNet Group. An honours degree graduate in Computer Science with 30 years hands-on experience, Peter lectures in Europe and holds winter workshops in the beautiful Mediterranean island of Mallorca. Specializing in web design and promotion he may be contacted at: mailto:hipernet@apdo.com or http://www.protiques.com


Peter de Pradines владелец и веб-мастер компании HiperNet Group. Peter обладая ученой степенью и имея за плечами 30-ти летний опыт, читает лекции в Европе и проводит зимние занятия на прекрасных островах Мальорки. По поводу вопросов веб-дизайна и раскрутки сайтов можно обращаться: mailto:hipernet@apdo.com или http://www.protiques.com






 
 
 
Copyright © 2004 www.art-soft.ru all Rights Reserved.